Но бывает и наоборот. Музыка не повторяет зрительный ряд, а вступает с ним в более сложные связи. Так, в фильме режиссера Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" в эпизоде погони за Деточкиным, угнавшим машину, звучит светлый вальс. Не галоп, не марш, как это бывает обычно, а нежный лирический вальс .Вплетаясь в звуки бешено работающих моторов, "воздушная" мелодия подчеркивает привлекательные черты героя фильма. Ведь Деточкин крадет машины не для личного обогащения, а для того, чтобы проучить их хозяев - спекулянтов и взяточников. Деньги, вырученные от продажи машин, он переводит через сберкассу в детские сады и ясли. Музыка погони здесь как бы раскрывает, по словам режиссера, мятущуюся душу героя фильма. Исполнитель роли Деточкина артист Иннокентий Смоктуновский сам подсказал композитору Андрею Петрову эту свою, особую интонацию в музыке - его мягкость и элегичность музыкальной темы, ставшей главной в фильме.
К сложному сочетанию звучания и изображения на киноэкране призывали еще на заре звукового фильма выдающиеся советские режиссеры Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Григорий Александров. История звукового кино показала, что оно имеет будущее. Когда в немом кино чаще всего под изображение подкладывалась музыка, "созвучная" происходящему на экране, наивно иллюстрирующая действие.
Великий немой. Так называли кино, когда не была еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Едва ли кто-нибудь из вас помнит немые кинокартины. Разве что видел на экране телевидения в редких передачах по истории кинематографа. на самом деле беззвучным кино никогда не было. Уже первые киноролики, отснятые изобретателями кино братьями Люмьерами, сопровождались во время показа игрой на фортепиано. И за все время, пока существовал немой кинематограф, без музыкальной иллюстрации не обходился ни один сеанс.