Иванова
О.А. В музыку с радостью.
Игровые технологии
на хоровых занятиях с детьми — СПб.:
ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского)
творчества «У Вознесенского моста»,
2012. — 14 с.
В
данной работе представлены игровые
технологии, которые педагог использует
на хоровых занятиях с детьми среднего
школьного возраста при реализации
образовательной программы «Растем с
музыкой».
Может
быть использована в работе педагогами
дополнительного образования музыкального
направления.
От автора
- Когда я представляю себе первоклассников и вижу их полные счастливого ожидания глаза, в которых спрятана тревога: «А вдруг у меня что-нибудь не получится?», – то хочется думать, что урок музыки – это оазис в современной школе. Вернее сказать, он может быть тем чудесным оазисом, встречи с которым дети ждут, чтобы ощутить радость и удовольствие от увлекательной игры звуками. Здесь они могут и должны быть естественными, такими, какие есть. Это их детское счастье. Но... как же грустно бывает видеть на уроках музыки в школах скучающих за партами малышей и слышать их отчужденное бормотание или вообще молчание по поводу трех китов и трех музыкальных жанров. Ну нет у 6-10-летних детей желания, интереса говорить и писать (!) о музыке. А главное – зачем?
- Поэтому, когда эти же дети приходят к нам на занятия во Дворец, хочется работать по-другому, принять другую педагогику, в которой не ребенка приспосабливают к методике, а методику к ребенку. Подобная педагогика во все времена называлась гуманистической, и человек в ней – мера всех вещей.
- Профессор Московской консерватории музыковед Е.В. Назайкинский в одном из своих публичных выступлений напомнил слова Р.Шумана: «Лучший способ говорить о музыке –молчать о ней». Они были адресованы профессионалам. За их парадоксальностью кроется глубокая тревога и ответственность не только за то, что и как напишут музыковеды о музыке, но и стремление объяснить педагогам, что музыка не сводится к горстке слов о ней. Давно замечено, что тот ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует и развивается иначе, чем тот, который о ней лишь говорил и слушал.
Уроки музицирования
- Есть три типа педагогики:
- 1. Имитативная. Здесь педагог – лидер, носитель информации; ребенок – подчиненный. Можно быстро достичь видимых результатов. Но ребенок не привыкает слушать себя, становится постоянно зависимым от лидера. Это опасно.
- 2. Креативная (как у К.Орфа). Ребенок, слушая себя, находит в самом себе новые импульсы, активно музицирует, импровизирует, а не пассивно слушает.
- 3.Смешанная. Позволяет детям обогащать свои знания и творить самостоятельно.
- В работе с детьми мне чаще приходится использовать принципы смешанной педагогики, но большее внимание уделяется и креативности.
- Во дворце детского творчества больше возможностей для элементарного музицирования, чем в школе. В нашем хоровом классе нет парт, есть только стулья и музыкальные инструменты, предназначенные специально для детского музицирования. Помещение просторное, позволяющее детям двигаться, как они хотят. Конечно, есть и рояль.
- Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет играть – играть в самом широком смысле этого слова: играть на инструментах и играть с элементами музыки (ритмом, тембром, динамикой, фактурой и т.д.); играть друг с другом, инсценируя сюжеты песен; играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.
- Целью этого музицирования является развитие творческих способностей детей и их обучение в действии. Именно поэтому оно по форме и содержанию наиболее естественно соответствует природе детей дошкольного и младшего школьного возраста и принципам методик, существующих в мировой практике. Это педагогика сотрудничества, которая дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя. Важно петь, играть, двигаться, придумывать, изменять, слушать свое исполнение и исполнение других. Важно то, как это происходит, в какой атмосфере.
Педагогика успеха
- Педагог должен уметь организовывать успех каждому ребенку.
- Творческая работа с детьми, особенно на начальном этапе, обычно кажется менее качественной. Но только кажется. Потому что на самом деле все как раз наоборот!
- Этот путь для каждого ребенка индивидуален по скорости и интенсивности. Возможно, он окажется более долгим, но принесет совсем живое знание. Поэтому педагог должен приходить в класс с ощущением, что важно лишь то, что будет происходить на занятии, а не то, как это выглядит со стороны. Чередовать речь и пение, сочетая их с движением, для детей так же естественно, как и просто играть. Почему-то никому не приходит в голову начать обучение в первом классе с высшей математики, а не с арифметики. Арифметика – это элементарная математика, а потешки и прибаутки – это элементарная детская поэзия. Если эту поэзию мелодизировать и соединить с движением, получится музыка для того самого элементарного музицирования, о котором идет речь. Слово «элементарное» не имеет в данном случае никакого негативно-оценочного смысла. Элементарное – значит состоящее из первичных, коренных элементов.
- Элементарная музыка, как упоминалось ранее, неразрывно связана с речью и движением, потому что они являются праосновой музыки. Музыка для детей не может быть другой, иначе она не сможет выполнять свое педагогическое предназначение: служить средством первоначального музыкального воспитания.
Музыка и движение
- Многочисленные примеры показывают, насколько органична внутренняя взаимосвязь музыки движения, которую так естественно чувствуют дети и которую теряют со временем взрослые. Поэтому в музыкальном воспитании движение должно присутствовать как важнейший и обязательный компонент. Не использовать его возможности – большой просчет музыкальной педагогики. Сейчас уже стало известно, что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки. Музыка и движение как бы взаимно подкрепляют и усиливают друг друга.
- Элементарные формы движения – это шаг, бег, повороты, прыжки, кружения, наклоны, хлопки и т. п. во множестве вариантов, которые придумывают дети свободно и легко.
- Элементарные инструменты – человеческое тело (голос плюс игра звуками: щелчки, притопы, хлопки, шлепки) и простейшие ударные – шумовые и звуковысотные (барабаны, румбы, кастаньеты, бубны, треугольники, колокольчики, металлофоны). Из мелодических – флейта.
- Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой, вряд ли в своем развитии подойдет к потребности слушать классическую музыку.
- Когда дети музицируют, они – внутри музыки, а не вне ее.
- Активные формы слушания высокой музыки могут занимать лишь небольшую часть музыкального занятия с младшими школьниками. Для учащихся среднего возраста эту долю нужно постепенно увеличивать, не забывая, однако, о музицировании. В мировой педагогике четко разграничены задачи музыкального воспитания и музыкального образования.
- На занятии в процессе музицирования создается особого качества общение между равноправными партнерами – детьми и педагогом. Это игровое общение. Все участники музицирования ощущают себя раскованными, свободными от условностей, открыты для радости. Педагог на таком занятии – организатор музицирования, участник, помощник, но не «директор или командир».
Игра, игра…
- В педагогической практике (в том числе и моей) накоплен большой опыт использования в музыкальных занятиях с младшими школьниками разнообразных игр, помогающих решить многие педагогические, социальные, музыкальные, развивающие и другие задачи. «Дозировка» игр (их количество и продолжительность) индивидуальна для каждого занятия и зависит от многих субъективных условий. Прежде всего, от умения участников самонастраиваться, от желания и готовности соблюдать определенные правила поведения и общения.
- Детям можно показать и объяснить, что на занятии можно почти все, но нельзя шуметь и разговаривать, когда звучит музыка. Она любит тишину и внимание. Во время объяснения и показа нельзя играть на инструментах, которые находятся в руках, необходимо уметь останавливать игру по знаку педагога или товарища, выполняющего его роль.
- Как удержать внимание детей на протяжении полутора часов, занимаясь при этом серьезными учебными проблемами? Главный помощник здесь – смена заданий; чередование учебных моментов с игровыми; быстрый темп занятия, не оставляющий места однообразию и скуке. И, конечно, маленький перерыв. Восемь–десять заданий на каждом учебном занятии – это нормальный рабочий темп, удобный, интересный, комфортный для детей. Заниматься многим понемногу – вот один из важнейших принципов организации занятия. Задание, упражнение не должно длиться более двух–пяти минут.
- Замечено, что не надо проводить долгое время с ребятами только сидя, только стоя или только в постоянном движении. Лучший способ организации занятия – чередование этих трех возможностей в соответствии с намеченным планом. Педагог также может сидеть, стоять или двигаться вместе с группой.
- Важно хвалить детей за хорошее исполнение, называя ребенка по имени; не критиковать и не наказывать их за неудачное исполнение, а помогать улучшить его.
- Во время пения и игры можно наблюдать за каждым учащимся, контролировать незаметно для них, избегая критики и нервозности.
- Все игры, в которые мы играем с детьми на занятиях, музыкальные, с конкретными задачами. Например:
- Поиграй-ка, Ваня, с нами (развитие музыкального слуха, снятие барьера стеснительности).
- Буратино (развитие внимательности, быстрой реакции).
- Песня-игра «Шар» (развитие внимательности, быстрой реакции).
- Вновь солнышко смеется (физическая разрядка, творческая фантазия).
- Паровозики (музыкальная память, внимательность, физическая разрядка).
- Светофор (развитие внутреннего слуха).
- Оркестр и дирижер – игра с музыкальными инструментами (развитие чувства ритма, снятие барьера стеснительности).
- Найди предмет (развитие навыков определения динамических оттенков).
- Зеркало (развитие чувства ритма, навыков импровизации).
- Бесшумный бубен (умение концентрировать внимание).
- Потанцуй со мной, дружок (чувство ритма, физическая разрядка).
- Музыкальная зарядка (навыки импровизации, ритмическая импровизация).
- Угадай мелодию – по нескольким звукам (музыкальная память).
- Песня-игра «Колпак» (развитие внимательности).
- Ритмическая игра на определение высоты звуков (быстрота реакции, музыкальная память).
- Ростки (умение двигаться в зависимости от характера музыки).
- Ипподром (развитие внимательности, чувства ритма).
- Великаны и гномы (импровизация, разминка).
- Пчелиная семья (умение слушать себя и других).
- Эхо (развитие слуха, музыкальной памяти).
- Это далеко не полный перечень музыкальных игр и движений, которые используются на занятиях с младшими школьниками. Для детей время пролетает незаметно. Каждый раз они неохотно уходят из нашего хорового класса.
- «Главная задача учителя – сделать постепенно себя ненужным. Любая образовательная цель будет достигнута, когда ученик сможет справляться с заданием без помощи учителя или кого-либо еще. Ступенька в обучении считается пройденной, когда ученик хочет делать это самостоятельно. Музыкальный урок достиг своей цели, если он разбудил в ученике желание продолжать и повторять упражнение вне классного обучения» (Келлер В., Введение в музыку для детей).
Приложение
- Примеры проведения нескольких музыкальных игр.
- Вновь солнышко смеется
- Дети ходят в произвольном направлении по классу и под музыку поют: «Вновь солнышко смеется, над крышей зяблик вьется...», а на словах «...прыгай, прыгай!» прыгают «...и замри!» – замирают, изображая разнообразные скульптуры. Водящий спрашивает каждого, кого он изображает. Затем все повторяется во втором куплете: «Растут в моем кармашке гвоздики и ромашки. Прыгай, прыгай и замри!». И в третьем: «Король послал трех дочек за хворостом в лесочек. Прыгай... и т.д.». В конце четвертого куплета: «В лесу сегодня свадьба. На бал не опоздать бы! Прыгай ... и т.д. » водящий дотрагивается «волшебной палочкой» до тех скульптур, которые пошевелились, «расколдовывает» их. Расколдованные садятся на свои места. Победители те, кто остался неподвижен.
- Хоровод
- Все учащиеся выходят в один большой круг. Идут хороводом, взявшись за руки, и поют русскую народную песню (например, «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде», «Как под горкой под горой» и т. д.). Затем педагог спрашивает детей: «Как еще можно спеть эту песню?». Ответы могут быть разные: «Разойтись по парам», «Ходить цепочкой за ведущим», «Добавить музыкальные инструменты». Водящий может придумать и показать движение или фигуру на каждую музыкальную фразу песни. Все повторяют, поют с движениями.
- Один из вариантов – пение со «светофором». Водящий держит «светофор». По зеленому сигналу все поют, по красному – молчат, но продолжают петь про себя. Это упражнение прекрасно развивает внутренний слух.
- Еще один вариант пения в хороводе – канон. Учащиеся формируют два круга в разных местах класса. Водят два хоровода и поют песню все вместе, в унисон. Затем, поют каноном (на два голоса, то есть двумя группами). Более сложный вариант: один круг внутри другого. Хороводы ведут в разные стороны.
- Оркестр и дирижер
- Все дети берут в руки музыкальные инструменты. Водящий – дирижер. Ему подчиняется и педагог, играющий на рояле. Дирижер показывает, как надо играть: разные нюансы (легато, стаккато, паузы), разные темпы (быстро, медленно), остановки.
- Ростки. Сажаем сад и цветник
- Педагог «сажает семена»: дети рассаживаются на корточках по классу. По полю проходит «солнце» – один из учащихся. Оно согревает семена. Звучит подходящая музыка. Пробегает «дождь» – другой ребенок. Музыка меняется. Семена начинают прорастать. Сначала появляются ростки – руки со сложенными ладонями, Потом – первые листочки, ребята раскрывают ладони. Росточки вырастают – дети постепенно выпрямляются. Руки поднимаются. Ветки качаются. Ребята рассказывают, что выросло (деревья, цветы).
Литература
- Агапова И., Давыдова М. Лучшие музыкальные игры для детей. Москва 2006. Изд.»Лада».
- Амилия Оулдфилд, Джон Бин. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. Москва 2002. «Теревинф».
- Жилин В.А. Орф-уроки. Челябинск 1995.
- Зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. Москва 1980. Изд.»Просвещение».
- Кондратюк Н.Н. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. Игровые методы обучения. Москва 2005. Творческий центр.
- Масленникова-Зотова Л.В. Необычные уроки музыки. 1-4 классы. Волгоград. Учитель 2011.
- Стюхина Г.В. Музыка. Из опыта работы. Волгоград. Учитель 2010.
- Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа. Москва ООО «Издательство АСТ», 2001.
- © Иванова О.А., 2012
- © ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т «У Вознесенского моста», 2012
-
Комментариев нет:
Отправить комментарий