Методическая разработка "В музыку с радостью"

Иванова О.А. В музыку с радостью. Игровые технологии на хоровых занятиях с детьми — СПб.: ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», 2012. — 14 с. 
В данной работе представлены игровые технологии, которые педагог использует на хоровых занятиях с детьми среднего школьного возраста при реализации образовательной программы «Растем с музыкой».
Может быть использована в работе педагогами дополнительного образования музыкального направления.

От автора

Когда я представляю себе первоклассников и вижу их полные счастливого ожидания глаза, в которых спрятана тревога: «А вдруг у меня что-нибудь не получится?», – то хочется думать, что урок музыки – это оазис в современной школе. Вернее сказать, он может быть тем чудесным оазисом, встречи с которым дети ждут, чтобы ощутить радость и удовольствие от увлекательной игры звуками. Здесь они могут и должны быть естественными, такими, какие есть. Это их детское счастье. Но... как же грустно бывает видеть на уроках музыки в школах скучающих за партами малышей и слышать их отчужденное бормотание или вообще молчание по поводу трех китов и трех музыкальных жанров. Ну нет у 6-10-летних детей желания, интереса говорить и писать (!) о музыке. А главное – зачем?
Поэтому, когда эти же дети приходят к нам на занятия во Дворец, хочется работать по-другому, принять другую педагогику, в которой не ребенка приспосабливают к методике, а методику к ребенку. Подобная педагогика во все времена называлась гуманистической, и человек в ней – мера всех вещей.
Профессор Московской консерватории музыковед Е.В. Назайкинский в одном из своих публичных выступлений напомнил слова Р.Шумана: «Лучший способ говорить о музыке –молчать о ней». Они были адресованы профессионалам. За их парадоксальностью кроется глубокая тревога и ответственность не только за то, что и как напишут музыковеды о музыке, но и стремление объяснить педагогам, что музыка не сводится к горстке слов о ней. Давно замечено, что тот ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует и развивается иначе, чем тот, который о ней лишь говорил и слушал.

Уроки музицирования

Есть три типа педагогики:
1. Имитативная. Здесь педагог – лидер, носитель информации; ребенок – подчиненный. Можно быстро достичь видимых результатов. Но ребенок не привыкает слушать себя, становится постоянно зависимым от лидера. Это опасно.
2. Креативная (как у К.Орфа). Ребенок, слушая себя, находит в самом себе новые импульсы, активно музицирует, импровизирует, а не пассивно слушает.
3.Смешанная. Позволяет детям обогащать свои знания и творить самостоятельно.
В работе с детьми мне чаще приходится использовать принципы смешанной педагогики, но большее внимание уделяется и креативности.
Во дворце детского творчества больше возможностей для элементарного музицирования, чем в школе. В нашем хоровом классе нет парт, есть только стулья и музыкальные инструменты, предназначенные специально для детского музицирования. Помещение просторное, позволяющее детям двигаться, как они хотят. Конечно, есть и рояль.
Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет играть – играть в самом широком смысле этого слова: играть на инструментах и играть с элементами музыки (ритмом, тембром, динамикой, фактурой и т.д.); играть друг с другом, инсценируя сюжеты песен; играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.
Целью этого музицирования является развитие творческих способностей детей и их обучение в действии. Именно поэтому оно по форме и содержанию наиболее естественно соответствует природе детей дошкольного и младшего школьного возраста и принципам методик, существующих в мировой практике. Это педагогика сотрудничества, которая дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя. Важно петь, играть, двигаться, придумывать, изменять, слушать свое исполнение и исполнение других. Важно то, как это происходит, в какой атмосфере.

Педагогика успеха

Педагог должен уметь организовывать успех каждому ребенку.
Творческая работа с детьми, особенно на начальном этапе, обычно кажется менее качественной. Но только кажется. Потому что на самом деле все как раз наоборот!
Этот путь для каждого ребенка индивидуален по скорости и интенсивности. Возможно, он окажется более долгим, но принесет совсем живое знание. Поэтому педагог должен приходить в класс с ощущением, что важно лишь то, что будет происходить на занятии, а не то, как это выглядит со стороны. Чередовать речь и пение, сочетая их с движением, для детей так же естественно, как и просто играть. Почему-то никому не приходит в голову начать обучение в первом классе с высшей математики, а не с арифметики. Арифметика – это элементарная математика, а потешки и прибаутки – это элементарная детская поэзия. Если эту поэзию мелодизировать и соединить с движением, получится музыка для того самого элементарного музицирования, о котором идет речь. Слово «элементарное» не имеет в данном случае никакого негативно-оценочного смысла. Элементарное – значит состоящее из первичных, коренных элементов.
Элементарная музыка, как упоминалось ранее, неразрывно связана с речью и движением, потому что они являются праосновой музыки. Музыка для детей не может быть другой, иначе она не сможет выполнять свое педагогическое предназначение: служить средством первоначального музыкального воспитания.

Музыка и движение

Многочисленные примеры показывают, насколько органична внутренняя взаимосвязь музыки движения, которую так естественно чувствуют дети и которую теряют со временем взрослые. Поэтому в музыкальном воспитании движение должно присутствовать как важнейший и обязательный компонент. Не использовать его возможности – большой просчет музыкальной педагогики. Сейчас уже стало известно, что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки. Музыка и движение как бы взаимно подкрепляют и усиливают друг друга.
Элементарные формы движения – это шаг, бег, повороты, прыжки, кружения, наклоны, хлопки и т. п. во множестве вариантов, которые придумывают дети свободно и легко.
Элементарные инструменты – человеческое тело (голос плюс игра звуками: щелчки, притопы, хлопки, шлепки) и простейшие ударные – шумовые и звуковысотные (барабаны, румбы, кастаньеты, бубны, треугольники, колокольчики, металлофоны). Из мелодических – флейта.
Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой, вряд ли в своем развитии подойдет к потребности слушать классическую музыку.
Когда дети музицируют, они – внутри музыки, а не вне ее.
Активные формы слушания высокой музыки могут занимать лишь небольшую часть музыкального занятия с младшими школьниками. Для учащихся среднего возраста эту долю нужно постепенно увеличивать, не забывая, однако, о музицировании. В мировой педагогике четко разграничены задачи музыкального воспитания и музыкального образования.
На занятии в процессе музицирования создается особого качества общение между равноправными партнерами – детьми и педагогом. Это игровое общение. Все участники музицирования ощущают себя раскованными, свободными от условностей, открыты для радости. Педагог на таком занятии – организатор музицирования, участник, помощник, но не «директор или командир».

Игра, игра…

В педагогической практике (в том числе и моей) накоплен большой опыт использования в музыкальных занятиях с младшими школьниками разнообразных игр, помогающих решить многие педагогические, социальные, музыкальные, развивающие и другие задачи. «Дозировка» игр (их количество и продолжительность) индивидуальна для каждого занятия и зависит от многих субъективных условий. Прежде всего, от умения участников самонастраиваться, от желания и готовности соблюдать определенные правила поведения и общения.
Детям можно показать и объяснить, что на занятии можно почти все, но нельзя шуметь и разговаривать, когда звучит музыка. Она любит тишину и внимание. Во время объяснения и показа нельзя играть на инструментах, которые находятся в руках, необходимо уметь останавливать игру по знаку педагога или товарища, выполняющего его роль.
Как удержать внимание детей на протяжении полутора часов, занимаясь при этом серьезными учебными проблемами? Главный помощник здесь – смена заданий; чередование учебных моментов с игровыми; быстрый темп занятия, не оставляющий места однообразию и скуке. И, конечно, маленький перерыв. Восемь–десять заданий на каждом учебном занятии – это нормальный рабочий темп, удобный, интересный, комфортный для детей. Заниматься многим понемногу – вот один из важнейших принципов организации занятия. Задание, упражнение не должно длиться более двух–пяти минут.
Замечено, что не надо проводить долгое время с ребятами только сидя, только стоя или только в постоянном движении. Лучший способ организации занятия – чередование этих трех возможностей в соответствии с намеченным планом. Педагог также может сидеть, стоять или двигаться вместе с группой.
Важно хвалить детей за хорошее исполнение, называя ребенка по имени; не критиковать и не наказывать их за неудачное исполнение, а помогать улучшить его.
Во время пения и игры можно наблюдать за каждым учащимся, контролировать незаметно для них, избегая критики и нервозности.
Все игры, в которые мы играем с детьми на занятиях, музыкальные, с конкретными задачами. Например:
  • Поиграй-ка, Ваня, с нами (развитие музыкального слуха, снятие барьера стеснительности).
  • Буратино (развитие внимательности, быстрой реакции).
  • Песня-игра «Шар» (развитие внимательности, быстрой реакции).
  • Вновь солнышко смеется (физическая разрядка, творческая фантазия).
  • Паровозики (музыкальная память, внимательность, физическая разрядка).
  • Светофор (развитие внутреннего слуха).
  • Оркестр и дирижер – игра с музыкальными инструментами (развитие чувства ритма, снятие барьера стеснительности).
  • Найди предмет (развитие навыков определения динамических оттенков).
  • Зеркало (развитие чувства ритма, навыков импровизации).
  • Бесшумный бубен (умение концентрировать внимание).
  • Потанцуй со мной, дружок (чувство ритма, физическая разрядка).
  • Музыкальная зарядка (навыки импровизации, ритмическая импровизация).
  • Угадай мелодию – по нескольким звукам (музыкальная память).
  • Песня-игра «Колпак» (развитие внимательности).
  • Ритмическая игра на определение высоты звуков (быстрота реакции, музыкальная память).
  • Ростки (умение двигаться в зависимости от характера музыки).
  • Ипподром (развитие внимательности, чувства ритма).
  • Великаны и гномы (импровизация, разминка).
  • Пчелиная семья (умение слушать себя и других).
  • Эхо (развитие слуха, музыкальной памяти).
Это далеко не полный перечень музыкальных игр и движений, которые используются на занятиях с младшими школьниками. Для детей время пролетает незаметно. Каждый раз они неохотно уходят из нашего хорового класса.
«Главная задача учителя – сделать постепенно себя ненужным. Любая образовательная цель будет достигнута, когда ученик сможет справляться с заданием без помощи учителя или кого-либо еще. Ступенька в обучении считается пройденной, когда ученик хочет делать это самостоятельно. Музыкальный урок достиг своей цели, если он разбудил в ученике желание продолжать и повторять упражнение вне классного обучения» (Келлер В., Введение в музыку для детей).

Приложение

Примеры проведения нескольких музыкальных игр.
Вновь солнышко смеется
Дети ходят в произвольном направлении по классу и под музыку поют: «Вновь солнышко смеется, над крышей зяблик вьется...», а на словах «...прыгай, прыгай!» прыгают «...и замри!» – замирают, изображая разнообразные скульптуры. Водящий спрашивает каждого, кого он изображает. Затем все повторяется во втором куплете: «Растут в моем кармашке гвоздики и ромашки. Прыгай, прыгай и замри!». И в третьем: «Король послал трех дочек за хворостом в лесочек. Прыгай... и т.д.». В конце четвертого куплета: «В лесу сегодня свадьба. На бал не опоздать бы! Прыгай ... и т.д. » водящий дотрагивается «волшебной палочкой» до тех скульптур, которые пошевелились, «расколдовывает» их. Расколдованные садятся на свои места. Победители те, кто остался неподвижен.

Хоровод
Все учащиеся выходят в один большой круг. Идут хороводом, взявшись за руки, и поют русскую народную песню (например, «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде», «Как под горкой под горой» и т. д.). Затем педагог спрашивает детей: «Как еще можно спеть эту песню?». Ответы могут быть разные: «Разойтись по парам», «Ходить цепочкой за ведущим», «Добавить музыкальные инструменты». Водящий может придумать и показать движение или фигуру на каждую музыкальную фразу песни. Все повторяют, поют с движениями.
Один из вариантов – пение со «светофором». Водящий держит «светофор». По зеленому сигналу все поют, по красному – молчат, но продолжают петь про себя. Это упражнение прекрасно развивает внутренний слух.
Еще один вариант пения в хороводе – канон. Учащиеся формируют два круга в разных местах класса. Водят два хоровода и поют песню все вместе, в унисон. Затем, поют каноном (на два голоса, то есть двумя группами). Более сложный вариант: один круг внутри другого. Хороводы ведут в разные стороны.

Оркестр и дирижер
Все дети берут в руки музыкальные инструменты. Водящий – дирижер. Ему подчиняется и педагог, играющий на рояле. Дирижер показывает, как надо играть: разные нюансы (легато, стаккато, паузы), разные темпы (быстро, медленно), остановки.

Ростки. Сажаем сад и цветник
Педагог «сажает семена»: дети рассаживаются на корточках по классу. По полю проходит «солнце» – один из учащихся. Оно согревает семена. Звучит подходящая музыка. Пробегает «дождь» – другой ребенок. Музыка меняется. Семена начинают прорастать. Сначала появляются ростки – руки со сложенными ладонями, Потом – первые листочки, ребята раскрывают ладони. Росточки вырастают – дети постепенно выпрямляются. Руки поднимаются. Ветки качаются. Ребята рассказывают, что выросло (деревья, цветы).

Литература

Агапова И., Давыдова М. Лучшие музыкальные игры для детей. Москва 2006. Изд.»Лада».
Амилия Оулдфилд, Джон Бин. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. Москва 2002. «Теревинф».
Жилин В.А. Орф-уроки. Челябинск 1995.
Зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. Москва 1980. Изд.»Просвещение».
Кондратюк Н.Н. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. Игровые методы обучения. Москва 2005. Творческий центр.
Масленникова-Зотова Л.В. Необычные уроки музыки. 1-4 классы. Волгоград. Учитель 2011.
Стюхина Г.В. Музыка. Из опыта работы. Волгоград. Учитель 2010.
Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа. Москва ООО «Издательство АСТ», 2001.

© Иванова О.А., 2012
© ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т «У Вознесенского моста», 2012






Комментариев нет:

Отправить комментарий