Конспект занятия "Симфонический оркестр"

Конспект занятия по образовательной программе
«Растём с Музыкой»


Тема занятия: «Симфонический оркестр».
Цель занятия: ознакомление детей с понятием «Симфонический оркестр».
Задачи:
Обучающая:
познакомить детей с симфоническим оркестром.
Развивающая:
расширить музыкальный кругозор детей.
Воспитательная:
создать условия для воспитания внимательности; воспитание желания познавать новое, в частности в области музыкальной культуры.




 

Ход занятия.
Приветствие детей.
Поем «Здравствуйте!». Импровизируем (поют на собственные, придуманные мелодии, на разной высоте звуков). Такую музыкальную разминку мы проводим в начале каждого занятия.

 

Ребята! Сегодня мы не будем играть в наш детский оркестр, а узнаем, что бывают и другие оркестры: народных инструментов, джазовый, эстрадный, симфонический.

Кто из вас видел симфонический оркестр? Где?
Правильно, в концертном зале. Специальный зал для выступления симфонического оркестра называется «Филармония».
Так что же такое оркестр?
Оркестр — это большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах. Самым богатым и совершенным видом является симфонический оркестр, состоящий из многочисленных и разнообразных струнных, духовых и ударных инструментов.
(Показ слайда №1)



Он возник в эпоху яркого расцвета симфонической музыки (18 век) и был значительно меньше современных. Один из предков рояля — клавесин, был тогда в оркестре самым главным инструментом.
Классический состав симфонического оркестра определился под влиянием творчества Людвига ван Бетховена, великого немецкого композитора.
(Показ слайда №2)


Музыкальные инструменты в оркестре разделяются на группы:
Струнные смычковые:
  • скрипки
  • альты
  • виолончели
  • контрабасы
У всех них по 4 струны разной толщины, из них звук извлекается смычком.
(Показ слайда №3, 4) .



Прослушивание в записи звучания скрипки и виолончели.
Деревянные духовые:
  • флейты
  • гобои
  • кларнеты
  • фаготы
(Показ слайда № 5). 


Прослушивание в записи звучания флейты.
Медные духовые:
  • труба
  • валторна
  • тромбон
  • туба
(Показ слайда №6). 


Прослушивание в записи звучания трубы.
Ударные:
литавры
малый и большой барабаны
металлические тарелки
гонг
треугольник
колокола
кастаньеты
ксилофон
челеста
(Показ слайда №7). 


Прослушивание в записи звучания барабана и ксилофона.
Эти инструменты есть и в вашем оркестре. Какие? - Правильно. Треугольники, барабаны, кастаньеты, ксилофон (детский).
Арфа не входит ни в одну группу. У нее 47 струн. Она является украшением любого оркестра.
(Показ слайда №8). 


Прослушивание в записи звучания арфы.

 

Великая роль в оркестре принадлежит дирижеру. Музыканты повинуются каждому движению его волшебной палочки, словно соединяющей в одно прекрасное целое все партии инструментов, весь бескрайний океан звуков.
(Показ слайда №9).



Кто знает, где надо учиться, чтобы стать музыкантом-дирижером?
Сначала — в музыкальной школе.
Потом — в музыкальном училище.
Потом — в Консерватории.



Сейчас мы с вами послушаем звучание симфонического оркестра. Это небольшой фрагмент музыки П.И.Чайковского из балета «Лебединое озеро».
Прослушивание в записи.



Симфонический оркестр сопровождает спектакли в театрах — оперы, балеты, оперетты и т.д. Это и музыка к кинофильмам. Мы с вами обязательно сходим в театр или концертный зал, и вы сами все увидите и услышите.
(Показ слайда №10).





Материально-техническое обеспечение занятия
Учебный класс.(хоровой).
Стулья.
Рояль.
СD-плейер.
Компьютер.
Проектор.
Используемая литература
Детская энциклопедия. Том 10. - М.: Детская литература, 1970.
Учебник по музыкальной литературе для музыкальных школ / Под ред.М.К.Михайлова и Э.Л.Фрид. - М.: Музыка, 1977.


Комментариев нет:

Отправить комментарий